Цель деятельности Оренбургского президентского кадетского училища: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Приоритетные направления воспитательной работы:

воспитание гражданственности, патриотизма, формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к России как Отечеству;

воспитание духовно-нравственных чувств, убеждений, этического сознания;

воспитание социальной ответственности и компетентности, включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации, развитие кадетского самоуправления;

воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни и отношения к природе);

воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни и отношения к природе);

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере искусства).

Воспитание кадет базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях российской армии и флота, Вооруженных сил Российской Федерации. 

Принципы воспитательной работы училища

- принцип системно-деятельностной организации воспитания: в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность кадет и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Совместный поиск ценностей, норм и законов в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

- аксиологический принцип: отбор и определение ценностных отношений как содержания воспитательного процесса; 

- принцип личностного подхода: уважение своеобразия каждого кадета с опорой на естественный процесс саморазвития формирующейся личности;

- принцип дифференциации: отбор форм и методов работы с учетом индивидуальных особенностей всех участников воспитательного процесса;

- принцип адресного подхода в организации воспитывающей деятельности;

- принцип учета возрастных особенностей воспитанников;

- принцип культуросообразности: формирование личности выпускника Оренбургского президентского кадетского училища на лучших примерах русской истории (в том числе, военной), культуры, приобщение к ценностям мировой культуры и истории;

- принцип социальной адекватности: осознание социальной защиты и поддержки, готовность к социальной самозащите;

- принцип сотворчества: сотрудничество педагогов и кадет, совместный поиск наиболее эффективных и интересных форм и видов деятельности;

- принцип успешности: вера в свои силы, успех как основа раскрытия потенциала, заложенного на уровне актуального развития;

- принцип следования нравственному примеру

Воспитательная работа в Училище представляет собой комплекс воспитательных воздействий, направленных на формирование у кадет необходимых для самореализации в различных видах военной и государственной службы личностных качеств, высоких духовно-нравственных убеждений, активной жизненной позиции, чувства собственного достоинства, гордости за свою страну, выявление и развитие интеллектуального, творческого потенциала их личности.

Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания, осуществляется с использованием педагогических технологий, под которыми понимается комплекс взаимосогласованных и последовательно применяемых методов, средств и форм реализации воспитательных целей и задач. 

Методы воспитательной работы

Методы воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение воспитательных задач; это конкретные пути влияния на сознание, чувства и поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности с педагогом.

Выбор метода зависит: от специфики общественно-воспитательной среды, возраста воспитанников, индивидуально-типологических способностей кадет, уровня воспитанности коллектива.

Каждый из методов воспитания, оказывая влияние на формирование многих сторон личности воспитанника, обладает свойством преимущественного развития определенных качеств личности, направлен на решение специфических воспитательных задач, обусловленных целью воспитания обучающихся в Училище, а также особенностями участвующих субъектов воспитания. Методы воспитания выполняют вполне определенные функции, каждый из них включает в себя совокупность свойственных лишь ему средств и приемов педагогического воздействия, с помощью которых решаются характерные для данного метода воспитательные задачи. Успешно задачи воспитания решаются благодаря творческому применению всей системы методов воспитания.

В воспитании кадет в Училище используются следующие группы методов:

методы изучения объектов воспитания: 

  • - целенаправленное наблюдение за объектом воспитания;
  • - изучение личности по документам (личным делам);
  • - биографический метод;
  • - анализ деятельности воспитанников в учебное и внеучебное время;
  • - изучение и анализ независимых характеристик;
  • - тестирование, письменные и устные опросы;
  • - индивидуальные (групповые) беседы и другие;

методы стимулирования поведения и деятельности:

  • - соревнование;
  • - поощрение;
  • - наказание; 

методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения:

  • - педагогическое требование;
  • - общественное мнение;
  • - приучение;
  • - упражнение;
  • - воспитывающие ситуации; 

методы воспитательных воздействий и взаимодействий:

  • - игровая деятельность;
  • - моделирование ситуаций;
  • - убеждение;
  • - пример;
  • - включение воспитанников в различные виды деятельности;
  • - критика и самокритика и др. 

методы предупреждения и педагогической коррекции девиантного поведения воспитанников: 

  • - психолого-педагогическое изучение личностных особенностей каждого воспитанника;
  • - выявление факторов риска, способствующих формированию девиантного поведения;
  • - анализ социально-психологических процессов, протекающих в различных условиях жизнедеятельности коллективов воспитанников Училища;
  • - «разрыв нежелательных контактов»;
  • - психолого-педагогическое сопровождение личностного развития каждого воспитанника Училища;
  • - стимулирование выбора поведенческих приоритетов;
  • - «реконструкция характера» и др. 

Формы воспитательной работы

  • - заседание педагогического совета Училища – вопросы воспитательной работы планируются и рассматриваются на каждом заседании педагогического совета;
  • - совещание руководящего состава – проводятся в целях постановки и уточнения задач по организации, содержанию и проведению воспитательной работы, укреплению дисциплины;
  • - педагогические совещания на курсах;
  • - заседание актива самоуправления воспитанников – организуются в системе реализации педагогической технологии «Коллективная творческая деятельность»;
  • - учебные занятия – являются одной из основных форм воспитательной работы. Каждое учебное занятие включает комплексную воспитательную цель;
  • - деятельность методического кабинета по организации воспитательной работы в Училище – планируется и осуществляется в целях совершенствования уровня профессиональной подготовки, методического обеспечения деятельности руководящего состава, педагогического состава, должностных лиц Училища по вопросам повышения эффективности воспитательной работы;
  • - заседания родительского комитата училища, курса, курсовые и взводные родительские собрания – совместное решение вопросов организации образовательного процесса и различных видов жизнедеятельности кадет;
  • - инструкторско-методические занятия – по наиболее важным и сложным проблемам воспитания кадет в целях отработки единой организации и методики проведения мероприятий воспитательной работы, освоения новых, более эффективных методических приемов;
  • - классные часы – планируются и проводятся классным руководителем не реже одного раза в неделю;
  • - тематические Линейки;
  • - Торжественные собрания;
  • - Торжественные построения;
  • - посещение выставок, музеев, театров, проведение экскурсий и походов по историческим местам и местам боевой славы;
  • - акции, митинги, благотворительные марафоны;
  • -шефство и наставничество;
  • - уроки Мужества;
  • - выпуск «Боевых листов» и радиоинформирование;
  • - поисковая деятельность;
  • - интеллектуальные турниры, познавательные викторины;
  • - спортивно-массовая работа;
  • - ролевые игры;
  • - ток-шоу,
  • - конференции;
  • - беседы, круглые столы;
  • - практикумы;
  • - беседы-практикумы;
  • - КВН;
  • - проектная деятельность;
  • - медиа-игры;
  • - интерактивные игры;
  • - онлайн-конференции;
  • - индивидуальные и коллективные беседы;
  • - лекции, вечера вопросов и ответов, диспуты, дискуссии;
  • - тематические вечера, литературно-музыкальные композиции;
  • - встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, боевых действий, военной и иных видов государственной службы, труда;
  • - проведение Дней воинской славы (победных дней) России (Дней мужества и т. д.)

Опыт организации воспитательной работы в Оренбургском президентском кадетском училище описан в книге «Воспитать кадета. Азбука формирования личности» (74 Мб). 

  • В данном издании представлены основные понятия, имеющие отношение к науке или искусству воспитания. О самых значимых поворотах на пути воспитания личности президентского кадета - будущего защитника Отечества - вам с гордостью расскажут педагоги, кадеты и выпускники.
  • Коллектив авторов предлагает вниманию читателя своеобразную азбуку формирования личности. Разумеется, жизнь кадета не ограничивается рамками алфавита, и неизбежно расширение содержательных границ нашей книги. Издание не претендует на исчерпывающий характер, мы лишь создали калейдоскоп воспитательных возможностей училища.

Планирование воспитательной работы:

Календарный план воспитательной работы (2022-2023 учебный год)

Программа воспитания Оренбургского ПКУ

Анализ воспитательной работы:

Анализ воспитательной работы (2021-2022 учебный год)